Упреждаю главное и сразу. В настолки РПГ и ролевки не играю и не играла, к-РПГ-шки с эльфями тоже. То, во что играла – это военные стратегии современной войны, и чтоб вести штурмовые вертолеты, перед миссией всласть р-р-р-рразбомбив свой аэродром ))) А самой интеллектуальной компьютерной игрой искренне почитаю «Тетрис».

В 90-е я знала, что есть на свете такой Сальваторе, с книжкой про «Темного Эльфа», довольно попсовой. С меня хватало. Я тогда читала Гуревича, лангобардские законы и гонялась как черт за исландскими сагами.
Рядом с тамошними убийствами и интригами, страстями и нравами все фэнтези-эпики идут лесом. Куча офигительных персов с офигительными судьбами. Заходите, короче, к нам в Лаксдаль, не пожалеете… если останетесь живы.
Втянуло вслед – немецкий эпос, мифоэпос, иранский эпос, «Сага о Тидреке». Первоисточники рулез.
Ну а еще я собирала ПСС Желязны.

Так что какие там новодельные дроу, - рядом с альвами, и лукавыми полуальвами, в т.ч. собственного сочинения.

Теперь сразу скажу. В последнее время я серьезно пересмотрела отношения к серии «Форготтен Реалмс».
Я полагала, что это книги, пишущиеся по ролевой игрушке из Д&Д.
А фиг, матчасть учите, дэвушка!
Оказывается, еще в конце 60-х годов, когда Желязны писал «Создания света, создания тьмы» и «новая волна» переворачивала жанр, – жил-был такой рьяный фанат фантастики и графоман-новобранец Эд Гринвуд, и уже сочинил некий собственный мир и пописывал о нем истории про Мирта Ростовщика, впоследствии в ФР одного из Тайных Лордов Уотердипа/Глубоководья. Заодно увлекался ролевыми играми, стал известным игроком, потом мастером, и начал пописывать в профильные издания. Малость перекроил правила магии в своем авторском мире, чтоб стыковались с правилами «Донжон-н-Драгон». А кто запретит? Спрашиваю. Что плохого? Своя рука владыка, хозяин бог. В своем праве. А в конце 80-х предложил фирме-владельцу бренда купить у него авторский мир, – чтобы другие авторы могли писать внутри его декораций книжки, а разработчики ролевых и компьютерных игр могли сочинять о Абейр-Ториле игры и рулбуки.
В контрактике отдельной строчкой было, ясное дело, что Эд Гринвуд тоже может сочинять о Фаэруне книги под трейдмаркой и печататься. (Перечитайте фразу).
Судя по уровню его романов, вряд ли его бы еще кто напечатал.
Бывают композиторы-мелодисты, и композиторы-аранжировщики. Лишнее доказательство, что тот, кто может сочинить мир, придумать в нем увлекательный сюжет, и описать все это живым и литературным слогом – не всегда один и тот же человек.

Таким образом, по истокам Забытые Королевства – не игрушка, а самое обыкновенное литературное явление. Так же, как Лавкрафт поощрял всех писать истории с участием его мифов Ктулху, а множество авторов сейчас пишет про Шерлока Холмса. Авторский литературный мир Эда Гринвуда, с героями и декорациями, в песочницу которого впоследствии пришли поиграться другие сочинители.
Ффух.

Желязны вот никому не дарил участия в Амбериаде. Но в других, в чужих проектах участвовал. А Гринвуд – человек настолько компанейский, или настолько… Отселе очень интересно (я наткнулась и задумалась) – незавершенный рассказ в «Амбериаде». «Тайна Амбера» совместного авторства Желязны и Эда Гринвуда. Точнее, Гринвуд скорее за ним стенографировал. Это когда Гринвуд брал у него интервью.
Рассказ про Корвина от Гринвуда и Желязны! Ого!.. Тот, кто меня знает, поймет, что с этого дела к Забытым Королевствам я весьма подобрела.
Хотя, казалось бы, в огороде бузина, в Киеве дядька.

Но по сути, – интуитивно делается понятным, что Гринвуд отпустил свои realms на вольный выпас – это у него в характере. Такой вот дядька Эльминстер.

И вообще это в духе америкосов и западников – кто-то из коллег подает идею сборника, канву цикла, – и народ гуртом пишет, по рассказику. У нас сборники делаются постфактум, а у них – междусобойчиком.
Где еще можно написать «роман в семи новеллах» про домочадцев лорда в Сембии. (Полу С. Кемпу достался в герои дворецкий, а Лизе Смедман – горничная). Но это потом.

Теперь по порядку. В наших краях появилось издательство «Максима», черные обложки Сальваторе стояли на магазинных полках и меня не привлекали ничем. Повторяю, ничем. Чукча – не ситатель. Чукча писатель. Разве что бесили количеством. Но в 2005 году я нагнулась к нижним полкам в книжном и заценила заглавие – «Дочь дроу». Ух ты, подумала я, как вы уж знаете, подкованная в Вальтер Скотте, скандинавских суевериях и проч. и проч. Дроу – это ведь трау? Ну молодцы!

Вообще-то на деле трау/драу с Шетлендов и Оркнеев – не эльфы. Это низшее звено цепочки трау/тролли – труллы – турсы/йотуны, так же как ночные альвы – низшее звено цепочки свартальвы//цверги – лессальвы – ваны из Ванахейма. Ну да ладно.

Знакомство разработчиков ФР с мифологической экзотикой меня восхитило, и взяла я книгу Элейн Каннингем и раскрыла. И купила. Ну как я могла устоять против русского берсерка Фиодора из Рашемена (ну Феди) с такими симпатичными сказками и походным самоваром. И разумеется – хищной избушки на курногах.
И против мерисьюшной, ну да, но такой живой и мажористой, реальной Лириэль Бэнр.

Вот так я познакомилась с Мензоберранзаном.

Подземье было описано как своеобычный, самодостаточный мир. Мне особо запомнился подземный сплав по рекам.

У Каннингем подано так, что в это Подземье можно захотеть уйти жить безо всякой Ллос. Всюду жизнь, всюду увлекательность, всюду страсть и поэзия. Одни живут в море, другие – в подземьях, третьи в вечных снегах. И нечего пинать дроу только за то, что у него слезятся глаза на свету.
Ну может «гринпис» по мне плачет.

Вот такая я неискушенная – я тогда впервые прочла слово «дроу». Зацените! И узнала про Мензоберранзан тогда же, когда про храм Променад и почитательниц богини Эйлистраэ. Как говорила мне одна знакомая, примерно в те же года, про политику – с тобой так приятно разговаривать: у тебя такой незамутненный ум! (Это оттого, что я не знала, кто в стране у нас спикер.)

Итого стала я ходить впечатленная, и, себя жутко стыдясь, рассказывать всем вокруг, что, оказывается, по Форготтен Реалмс и приличные авторы иногда книжки издают!
Пишущие знакомые смотрели на меня с легким соболезнованием, и покупать либо читать Каннингем не спешили.

А я вскоре купила вторую книжку про Лириэль и Фиодора, «Паутина». И мне еще больше понравилось.
Тамошнее море такое же изумительное, как Подземье. И рунная магия. И детективная загадка на 6 с плюсом. А «Крылья ворона», хотя ждала, не купила – просмотрела у книжной полки и решила, что завершение серии слито, и вовсе не из-за смерти Главгера. Я безжалостная. Не только в этом случае. И кстати, я до сих пор считаю, что Виндуокер/Крылья ворона, написанная через восемь лет после первых двух книг, под напором фанатов для закрытия серии – однозначный слив.

И больше меня на черненькие обложки не тянуло. Как-то раз раскрыла что-то из серии «Война Паучьей Королевы», и сплюнула. Может, когда потом для полноты картины прочитаю, но покупать не буду. Это точно.

Мы с темными эльфями распрощались, как в море корабли, и пошла я жить дальше, абсолютно не заинтересованная остроухими.
Ба!
Дальнейшая история – феерична.
Я выменяла книжку у знакомого. Причем выменяла как – я сказала, вот дарю, написана хорошим слогом, сюжет увлекателен, но внутри такая гипергрязь, что я не хочу, чтобы это стояло у меня в доме. Причем это говорит человек, кто купил «Дочь железного дракона» Суэнвика и пришел от оной в восторг и перечитывает. Возьмите, может раскритикуете.
Ну а мне отдарились со словами – вот, дарю тоже плохую фэнтези.
Я засмущалась, и взяла. Дорогой, многоуважаемый **! Искренне заявляю, ваша изощренная месть удалась! Знаете ли Вы, что со мною исделали, нещасною и горемычной?
Это была кирпичина «Голдколлекции» – «Темные тропы» Сальваторе.
Первая глава начиналась прямо с имени – Артемис Энтрери.
И я поплыла. Кто бы не поплыл?
Я про персов не знала, повторяю, не знала ничего абсолютно. Когда этот мужик, наемный убийца, после шести лет отсутствия вернулся в Калимпорт – на меня дохнул вестерн. Не гангстерская драма, хотя и она, но – «За пригорошню долларов», «Хороший, плохой, злой», и сугубо – о да: «Непрощенный». Клинт Иствуд поглядел со страниц. Про темноэльфийскую компанию я почти пропускала. По ходу возник Джарлаксл и мельком понравился. Блин! начинать читать про Энтрери с его финальной дуэли с Дзиртом – это – это лечь и не встать, это сгореть и растечься пеплом. Ведь таких людей, кто жизнь отдаст за дуэль с чемпионом, я тоже чувствую как воздух. Приплыли. И поплыли, безмолвно рассиропившись и блаженно кивая головой, как китайский болванчик.
На излете взялась я за второй роман. Любопытно, в «Незримом/безмолвном клинке» я про Вулфгара почти пропускала, а вот «Хребет мира»… повторяю, про персов я не знала ничего, и возможно, поскольку меня никто не предупреждал, что книга плохая, (потомушта Вулфгар в запое и Дзирта нету) – мне понравилось. Мне зверски понравилось, я холодела, и я доселе того же мнения. Возможно, Сальваторе сам не понял, что написал. Этот парень с афганским синдромом, кто шесть лет просидел в зиндане у духов… ну ладно, у Эррту, и тупит, и скатывается неостановимо в бандитизм, и смотрит вокруг пустыми глазами… И атмосфера, и тупой закон, и зверский Карнавал казней, и люди (и нелюди), тупые, грязные, сомневающиеся, влюбленные, смешные, разные…Мадре де диос, это лучшая книга про Вулфгара, и сам он тут – лучший, именно тут, а не там, где чистенький болванчик с молотом. Ну а «Море мечей», кто ж спорит, лажовая лажа.

Итак, я удивилась, задумалась, и почесала в затылке. Затем я просмотрела на сайте Фантлаба список книг цикла. Надеюсь, никто не удивится, что я начала с книг про Энтрери?
«Наемников» я, есс-но, оставила на потом и на сладкое. Вообще мне повезло, что я начинала читать уже – когда серия Сальваторе выруливала на излет, и я уже знала, из форумных дискуссий, что Тема – мужик умный, любвеобильный, дружить способный, просто с трудным детством. Кто б сомневался )) Клинт Иствуд, сволочь белобрысая, он ведь всегда только придуривается, что он чисто хороший ганмен – а не хороший человек.

Поэтому взялась я с «Беззвездной ночи». Фигасе! Я ведь уже знала, что Артемис – чемпион, и сюжет знала (в отличие от первого боестолкновения с этим танком по выбиванию читательских симпатий), но я ждать не ждала, насколько ассасин великолепен! И как все будет по мне! Вот здесь мне и Дзирт – поскольку они подрались, а потом вместе сбегали из Мензоберранзана – понравился. Сюжет, для мира, и сам – ноль, только интрига и боевка. Но здесь именно в интриге и боевке – раскрываются характеры, а не так, как это обычно по сальваторовски. Джарлаксл опять же. Поскольку я уже, слава богу, знала, что в грядущем эти двое на поверхности будут жертвовать друг другу жизнью, деньгами, и самолюбием, и вытворять чертовы подвиги, как галимые паладины, на Джарлаксла я смотрела с чувством приквела. Так вот ты какой, северный олень. Нет, сам по себе литературно Джа – так. Авантюрист обычный, Локи № 2315-й, интрига проста как копейка. Как раз для тинэйджеров. Мне было как раз любопытно – так вот какой ты был, пока тебя не подхватил Артемис Энтрери, твой воздушный шарик, и не вынес наверх к дню из твоей черной бездны-Клорифты. То есть, я верю, что этот – на Поверхность все равно рано ли, поздно бы полез. Но не повезло если б ему так с напарником…

Любопытно, что происходит, если читать именно в такой последовательности. В электронке у меня был полный выбор. И следующее я прочитала Клинки охотника (без начала, ибо оно провальное) – «Одинокий эльф», «Два меча» и «Король орков», – потому что хвалили, потому что Дзирт тоже притерпелся и стало интересно, к чему он под конец придет, и потому что был обещан То'сун д'Армго и другие дроу, живущие и забавляющиеся войной на поверхности. А политкорректность меня не возмутила. Я как раз оркам сочувствовала, и отначала сопереживала их лидеру больше, чем эльфям. И понравилось.

А все остальное пошло гарниром враздробь.
А потом я полазила по всем охватимым форумам, поискала, что есть еще, и добралась до Кемпа с его Эревисом Кейлом.
А потом пошла и вторая трилогия Элейн Каннингем, где наемные убийцы – уже полуэльфы, причем светлые, и особо великолепная «Эльфийская песнь», виртуозно сосредоточенная (как всегда у Каннингем) – на сей раз на музыке как оружии.
А сейчас уже читаю очередной подоспевший с Джа и Дзиртом роман «Гонтлгрим» в любительском переводе.
И антологии – бесчисленные рассказы.

И возможно, я таки раззадорюсь на Бэйкерса.

…А недавно – я отыскала в сети и прочла романы Кондратьева из цикла «Отыгрывать эльфа непросто» – и сотник С’сешес сын Сабрае из Дома Риллинт’тар, рейнджер (Дом Риллинт’тар действительно существует в рамках Абейр-Торила компании Wizards of Coast) занял непоколебимое место в Мензоберранзане.
И – господь с вами – про Артемиса и Джара я читаю – фанфики!

Нет, конечно, своему основному и непреходящему фэндому – Амберскому – я не изменю, такому не бывать никогда.

Но это дроуское и фаэрунское жж – неспроста. Мне не хочется про этот мир – писать. Нисколько. Но хочется – переводить, и редактировать (последнее – очень-очень). И читать-читать-читать!..
Передоз.